Обучение покорности

Жил один подвижник. Были у него и ученики, и последователи, и почитатели. Тем не менее он часто посещал одного суфийского учителя и слушал его беседы. Однажды пришёл этот аскет к суфию и сказал:
— Учитель, вот уже тридцать лет, как я постоянно соблюдаю пост. По ночам я читаю молитвы, так что почти не сплю. Хотя я не нашёл и следа того сокровенного, о чём ты так прекрасно учишь, но всё равно я уверовал в твоё учение и возлюбил его.
— Даже если ты будешь молиться и поститься триста лет, день и ночь, то и тогда не обретёшь ни крупицы мудрости, ибо ты сам себе преграждаешь путь.
— Есть ли средство исправить это? Какое-нибудь лекарство?
— Да, — ответил суфий, — но ты никогда не согласишься им воспользоваться.
— Я сделаю всё, что ты скажешь!
— Хорошо. Тогда возьми суму и наполни её орехами. Сними с себя всю одежду и обернись в овчину. В таком виде пойди на базар, созови всех детей и пообещай им, что дашь орех каждому, кто даст тебе пинка. Потом обойди весь город и делай то же самое. Особенно там, где тебя знают. Так ты исцелишься.
— Но это невозможно! Я не могу этого сделать! Дай мне иной совет!
— Я же говорил, что ты откажешься.

комментариев 9 to “Обучение покорности”

  1. Искатель Says:

    1. Воспримем всё буквально — человек это проделает:
    А. Возможно его не просто попинают, а изобьют… до смерти?! 😉
    Б. Что вырастит из детей, какой опыт: можно пинать, бить человека? А дальше… живодеры, садисты?
    2. Сегодняшние бомж’и и алкоголики по такому принципу самые-самые наисвятейшие. Какие они лишения испытывают, иногда их тоже пинают подростки! Они же покорились своей участи! Самые наипокорные!
    3. Всё это проделывали юродивые, существовал практически культ юродства, а большинство ли из них были просветленными? Это подобно наложению на себя обетов, тапас’ий, уходу в пустыню, горы, самобичеванию — многие ли стали святыми не по почитанию, а по существу?
    Что движет такими людьми? Наверное, некоторых — ЭГО. Какой я «крутой»… Т.е., всё приведет к раздуванию ЭГО, а покорность должна была бы наоборот уменьшить.
    Кстати, сравни: какие я книги прочел, умные мысли знаю и разделяю, притчи… 🙂
    Многими движет ХОТЕНИЕ стать просветленными, чтобы снизошло озарение: до-одури молиться (см. притчу), хоть в огонь войти, лишь бы добиться! (Где же вера сдвигающая горы и позволяющая ходить по воде?) 😦
    4. Контр-пример: «Бейся головой о стену» или что-то заведомо не выполнимое (если не просветление, то обалдение или опыт обеспечен) 🙂
    Можно некоторых «поймать на СЛАБО», и они всё сделают и более: с моста прыгнут, разобьются… Хотя это тоже ЭГО, но сделают же, с якобы работой над собой — с покорностью.
    5. Пожалуй, надо бы найти идеал покорности… в притчах ли или жизни. Не знаю, например, человек со смирением принимающий и радости, и горести?
    P.S.: Простите, возможно неправ. Был в дурном настроении и думал, найду притчу по душе, но сработала вредная критичность.

  2. SYstories Says:

    Всё же не стоит, скорее всего, понимать эту притчу буквально.

    Можно посмотреть на нее в следующем ключе: Бог посылает нам ответы на наши молитвы\вопросы каким-то образом (напрямую, через друзей итд.), предлагает нам определенный метод, а мы в ответ: «О, нет, это уж слишком! Предложите что-нибудь другое».

    Однако, покорность как качество — не есть участь, самобичевание, наложение ненужных тапасий и т.п.
    Вообще, покорность (как и другие качества типа мудрость, смирение итп.) — это состояние, а не просто что-то внешнее, искусственное.

    • Искатель Says:

      В том-то и дело, что простые решения многие не могут увидеть, подай что-то сложное, «эдакое» (через преодоление себя, лишения; экстрасенсы, новые религии-секты…) памятую, что «легко и бесплатно = мышеловка». Как понять: предложен ли метод-ответ, или это ненужные слова, не от бога и не надо понимать буквально. Разве Богу необходимы такие и какие-либо «жертвы».
      Да, покорность, а лучше сМИРение — внутреннее состояние (и внешние учителя, вероятно, не помогут). Но как его достичь, еще раз — где же любовь и вера сдвигающая горы, как один из критериев такого состояния.
      P.S. Как на данном ресурсе корректировать свои комментарии?

      • SYstories Says:

        Возможно, ответ на Ваш вопрос («Как понять: предложен ли метод-ответ, или это ненужные слова, не от бога и не надо понимать буквально» итп.) по данной ссылке .

        ps. Редактировать комментарии здесь нельзя (можно только администратору :)).

    • Искатель Says:

      \\»ты сам себе преграждаешь путь»\\ — тогда это в притче, очевидно, ключевое? Все остальное суфий дает не как метод, а для запутывания и лукавства?

      • SYstories Says:

        Притчи используются, скорее, для вдохновения, мотивации, для обращения нашего внимания внутрь себя, для интроспекции и т.д. Часто это иносказание.
        Данная притча — не метод, не способ действия.

    • Искатель Says:

      Со значением притч все понятно. Но в данной притче вторая половина, с именно таким советом суфия идти через внешнее к внутреннему смирению и просветлению, вызывает вопросы.
      Если бы просветление достичь было так просто как в этой притче. Ведь тысячи людей подвергают себя аскезе, соблюдают тапас. Будда после шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, пришел к выводу, что это бессмысленно и начал вести более умеренный образ жизни, искать другие способы и медитации.

  3. Искатель-"Зануда" Says:

    Возможно, слишком грубо написал, но хотелось лишь указать некоторые границы применимости притчи об «Орле и буре»:
    Легко быть наблюдателем если тебе наплевать на других или следишь за «добычей».
    Совет в горе человеку, что «время все лечит» — не очень уместен. Или наоборот, человек просит помощи…, а ему дают общий совет свысока (типа «***»), что выглядит как явная насмешка или издевательство.
    Кстати, подобные ощущения и от притчи о смирении и некоторых других… Да, когда-нибудь время все излечит, если не покалечит. 😉

  4. calmaway Says:

    Описание «я известный подвижник» очень не хочется заменить на «я посмешище для всех», но кто из них реален?

Оставьте комментарий